мк +7 (495) 662-9-664, +7 (919) 766-76-78

Проблема определения курса и скорости судов

Еще в 1957 г. Ю. Ремез в своей книжке правильно указал, что главной целью выбора курса и скорости во время шторма является избегание зоны резонанса для уменьшения амплитуды качки. Период собственных колебаний судна (поперечных) является величиной постоянной для данного значения метацентрической высоты. Значит, при увеличении амплитуды качки увеличиваются ускорения для тех частей груза, которые удалены от ЦТ. При попадании в зону резонанса и большой амплитуде качки, возникающие ускорения могут вызвать смещение сыпучих грузов даже если крен не превышает угол естественного откоса.

Мнение капитана А. Антонова об отмене диаграммы вряд ли можно принимать всерьез: не всем «повезло», и они плавают на судах такого размера. Существует очень много судов малого тоннажа, в том числе и пассажирских, рыболовных, грузовых, технических и т. д.

Могу привести пример. На танкерах типа «Инженер Пустошкин» (сейчас уже большинство их списаны) наблюдался необычно быстрый износ смотровых лючков на расширителях первых трюмов (центральных и бортовых). Элементарный расчет показал, что при высоте налива груза (бензина или керосина) около 3 м период колебаний жидкого груза совпадал с периодом килевой качки танкера. Нетрудно видеть, что происходило при попадании судна в резонанс.

На Каспии в районе порта Махачкала при сравнительно среднем штормовом ветре и волнении одновременно переломились и затонули два танкера типа «Волгонефть». Объяснение этого слабостью корпуса не очень убедительно: суда этого типа плавали и плавают и в более трудных штормовых условиях. Не случайно руководство для судов смешанного плавания (типа «река — море») включает диаграмму качки.

Очевидцы аварии двух танкеров упомянутых выше, говорили, что в момент, когда танкер переломился примерно на миделе, в месте излома наблюдался выброс груза на значительную высоту. Думаю, что серьезный анализ этого случая мог бы выявить очень интересные и важные с точки зрения безопасности плавания танкеров обстоятельства.

Очень важное значение имеет проблема определения курса и скорости аварийных судов, имеющих пробоину и затопленные трюма, поврежденный корпус.

Надо добавить, что широкое распространение на судах микро-ЭВМ, программируемых калькуляторов делает в настоящее время задачу применения диаграммы качки довольно несложной. Практически любой судоводитель может рассчитать диаграмму для своего судна с учетом периода бортовой и килевой качки и принимая допустимые пределы резонанса* (т. е. кажущегося периода волн). Создание Руководства по таким расчетам с учетом данных современных научных исследований не должно представлять трудностей для ЦНИИМФ или Союзморнии проекта.

«Арктика стонет от облипания!»

...Так говорят капитаны ледоколов и научные сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), возвращаясь с трассы Северного морского пути после окончания осенне-зимних навигаций. Одним из особо опасных явлений, доставляющих наряду со сжатием льда и ледовой «рекой» наибольшие неприятности судоводителям, считается облипание корпуса судна снежно-ледяной «подушкой».

Кроме адгезии, в процессе облипания немалая роль принадлежит и явлению режеляции (вторичному смерзанию), которое приводит к смерзанию ледяной крошки и отдельных кусков льда в единый монолит.

Характерная особенность облипания — внезапность появления «подушки», ее лавинообразное нарастание и большая сила сцепления льда с бортами судна. Форма (геометрический рисунок) облипания бывает довольно разнообразной.

Наибольшая повторяемость облипания отмечается в носовой оконечности судна, т. е. в зоне наиболее сильных давлений. Бывают случаи уплотнения массы смерзшегося льда перед форштевнем, которую судно толкает перед собой. Длина такой зоны может достигать 50 м, что приводит к остановке даже мощных ледоколов. «Подушка» может образоваться и в районе миделя, а при движении назад — в кормовой оконечности. Она образуется не только в районе ватерлинии, но и значительно ниже — по всей зоне приложения давления со стороны льда. Современное жилье оборудовано, как правило, системами обогрева на основе греющих кабелей. К сожалению, нередки случаи выхода из строя, что в дальнейшем предполагает ремонта электрического тёплого пола с поиском мест перегорания кабеля и установкой ремонтной муфты. Специализированный сервисный центр teplolux-mini.ru располагает необходимым оборудованием для такого ремонта. Везжаем по Москве и области.

назад
Новинка сезона 2018! Фасадная панель TRACK BOARD, цена от 405 руб/шт
https://mfm.ru/UserFiles/Image/track-board-4.jpg
от 400 руб/шт
2018/07/05
Подробнее
АКЦИЯ ОТ ЗАВОДА - "САМ С УСАМИ!" - СКИДКА 10 %


2018/05/04
Подробнее
В тестовом режиме запускаем новый сайт termopanel-mfm.ru...
  ВСЕ О ТЕРМОПАНЕЛЯХ!

2018/04/18
Подробнее
Видео обзор домов, построенных с применением облицовочных материалов от компании МФМ-Мастерская фасадных материалов.
2018/04/16
Подробнее
ПОСЛЕДНИЕ ЗИМНИЕ АКЦИИ до 31 марта 2018 г- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СКИДКИ НА ТЕРМОПАНЕЛИ ПРИ ЗАКАЗЕ МОНТАЖА!
2018/03/19
Подробнее