+7 (495) 662-9-664 (многоканальный), +7  (495)  972-93-36

Когда ситуация неясная, капитану приходится выбирать

Мне лично больше импонирует позиция капитана Р. Кейхилла — в ней чувствуются основательность и добротность, которые способны исключить лишние слезы, горе и... большие сроки лишения свободы.

Конечно же, не всякую случайную опасность, подстерегающую судно в море, можно обойти с помощью правил. Но там, где возможно их применение, это необходимо, и тот, кто в такой ситуации вместо следования нормам мореплавания идет на риск, нарушая их, тот совершает правонарушение и навлекает на себя тем самым непредсказуемые последствия. Сам же А. Богдан, правда уже в другой статье, ратует за право капитана на разумный риск, да еще «в сочетании с трезвым расчетом и здравым смыслом». Но кто же против такого риска? «Стремление понизить аварийность администрированием без глубокого анализа причин аварий бесперспективно», — так, пристраиваясь к ныне модной критике всякой администрации, пишет А. Богдан. Ребята из Белоруссии сказали, что у них продаются очень качественные дипломы, поэтому я решил купить диплом Белорусского ВУЗа, теперь диплом помогает мне везде! Глубоких анализов причин аварий, слава богу, хватает и у администраторов, и у исполнителей. Не хватает, как видим, способности избегать таких аварий.

Да и что понимает А. Богдан под стремлением понизить аварийность администрированием? Если применение административного наказания за те или иные нарушения, то почему этого не делать, когда уголовному преследованию эти деяния не подлежат? Министерство или пароходства как административные единицы издают приказы, публикуют разборы тех или иных аварий. Что плохого в таком «администрировании»? Опытный капитан не будет игнорировать то разумное, что заложено в административных предписаниях. Да и сам он, кстати, ведь тоже администратор...

А. Богдан говорит, что без глубокого анализа причин аварийности понизить ее невозможно. Спрашивается, кто будет делать такой анализ, как не администрация?

Предложив свою неясную концепцию аварийности и администрирования, А. Богдан обещает «поговорить всерьез об основных причинах тяжелых аварий последних лет». Разговор свой на эту тему он почему-то начинает с критики моей позиции — «капитан не имеет права на ошибку», изложенной в журнале «Социалистическая законность», и такого же, но, естественно более литературно выраженного мнения журналиста К Черкашина, отвергшего право на ошибку тех, кто «стоит сегодня у штурвалов и пультов, повелевая скоростями и энергиями века». То, что мне, как юристу, и Н. Черкашину, как писателю и бывшему моряку, казалось само собой разумеющимся и даже банальным, А. Богдану представляется одним из источников наших морских бед.

Но ничего взаимоисключающего между приведенной цитатой и нашими высказываниями нет. Мы с Черкашиным — не авторы тезиса «капитан не имеет права на ошибку», а лишь его скромные пропагандисты. Кроме того, значит ли что капитан, осознающий отсутствие у него такого права, должен жить в страхе и что это отсутствие ограничивает его творческую свободу в принятии решений? Конечно, нет!

Боязнь ошибиться — действительно, большая ошибка. Особенно применительно к капитану, который (это было показано выше) обязан проанализировать и оценить ситуацию, действовать уверенно, без боязни. Это в случае, когда все ясно и конкретная обстановка позволяет принять безошибочное решение.

В случаях же, когда ситуация неясная и из нескольких возможных навигационных решений капитану приходится выбирать какое-то одно, руководствуясь прошлым опытом, интуицией и прочими, часто очень нечеткими, критериями, и когда принятое решение не обеспечило безопасности, нельзя утверждать, что судоводитель реализовал свое «право на ошибку». В таком случае, скорее всего, будет доказано, что капитан не мог (в силу вины других лиц,из-за неясной или сложной своей непреодолимостью ситуации) принять правильное решение (которого, кстати, могло и не быть).

И еще. Уверен, что тезис «не бояться ошибок» явно не касается тех из них, которые сопряжены с риском для человеческих жизней. Во всяком случае, нельзя, этот тезис буквально относить к судовождению.


Сертификаты

АКЦИЯ В ОКТЯБРЕ 2022 г. Термопанели по цене 2150 руб/м2
Термопанель ПРЕСТОН ППС 50 мм
2022/10/10
Подробнее
НЕГОРЮЧИЕ (НГ) ТЕРМОПАНЕЛИ BRICK от 2900 руб/м2
2022/08/15
Подробнее
НОВИНКА 2022 г - фасадная негорючая панель BRICK от 1700 руб/м2
от 1700 руб/м2
2022/07/28
Подробнее
Вызов замерщика для расчета стоимости утепления фасада...
телефон +7 (495) 662-9-664
2022/05/13
Подробнее
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН с 20 АПРЕЛЯ 2022 г...
d772721769142e1ac830f79fca677146